Персональный сайт музыкального руководителя Романовой Ольги Александровны

Выступление на педагогическом часе. «Музыкальное сопровождение режимных моментов в ДОУ как метод сохранения физического и психологического здоровья дошкольников».

 Среди психологических проблем 21 века особое место заняла  проблема сохранения и восстановления психологического здоровья детей, развитию которого препятствуют разнообразные нарушения: в речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессах.

В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают  замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию применяют для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например:

для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена:  «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна;

для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта;

для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс»П. И. Чайковского.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Изучая работы С. Фадеевой, С. Богдановой, И. Стародубцевой, мы пришли к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом  жизни ребенка в детском саду.

Мной был введен в повседневную жизнь старших дошкольников (старшая группа «Радуга ») один инновационный момент – музыкальное сопровождение приема пищи. Питание детей должно быть полноценным, сбалансированным и достаточным, поэтому особую роль в здоровьесбережении детей играет режимный момент приема пищи.

Для повышения эмоционального фона и позитивного настроя на прием пищи, детям непосредственно перед трапезой включается определенная мелодия.

       «Завтрак», «Обед», «Ужин  (прослушивание музыкальных записей).

Эти мелодии  способствуют повышению аппетита, что ведет к правильной работе ЖКТ, лучшему усвоению питательных веществ, что в свою очередь положительно сказывается на состоянии физического здоровья. Психологическое благополучие достигается путем позитивного влияния музыкального сопровождения на смену деятельности детей.

Целенаправленное применение средств музыкотерапии повышает уровень развития эмоциональной сферы старших  дошкольников, способствует  созданию позитивного эмоционального климата в группах ДОУ, укрепляет физическое и психологическое здоровье детей.

Музыка способствовала снятию нервно-психического напряжения в процессе повседневной жизни в ДОУ. Дети заряжались положительными эмоциями и у них прививались навыки расслабления при помощи музыки, что способствовало коррекции психоэмоциональной сферы.

Данный вид деятельности способствовал:

-Созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.

-Развитию воображения, творческого восприятия.

-Созданию новых условий образовательной среды, позволяющих использовать фоновую музыку в течение всего дня.

Использование музыки в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной работы детского сада.

Лозунг нашей инновационной деятельности во второй группе  раннего возраста «Колосок»: «Меньше крика – больше песен!» По мере введения песен в ежедневный распорядок дня, я как воспитатель в своих наблюдениях начала фиксировать следующие моменты:

укладывание детей с использованием колыбельных, расслабляющих мелодий привело к снижению раздражительности, излишнего двигательного беспокойства у дошкольников во время засыпания;

дети без капризов просыпаются и встают под звуки соответствующей песни;

дети охотно выполняют утреннюю зарядку, принимают водные процедуры, одеваются и выполняют другие режимные моменты под звуки соответствующей песни;

воспроизведение соответствующей песни побуждает детей к самостоятельному выполнению соответствующих режимных моментов;

дети усваивают новые для них слова, которые приводятся в песнях, потешках.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это мы считаем одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Исследуя воспитательно-образовательный процесс, оценили роль инновационной идеи, и пришли к выводу, что:

Большое значение имеет не только обучение и воспитание, но и психологическая среда, в которой находится ребенок.

Фоновая музыка незаменима при переключении внимания детей на смену деятельности, во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.

Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.


Результативность проведенной работы:

1. Музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка в детском саду.

2. В нашу педагогическую практику прочно вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.

3. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

По мнению известного психолога Б. М. Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить.

24 февраля 2017 в 21:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.